Дренаж
орошаемого участка — это система параллельных каналов,
которые собирают из грунта и отводят за пределы орошаемой
территории промывную воду.
В
большинстве случаев дренаж строили (да и теперь еще
строят) путем рытья дренажных канав-каналов. Но такой
дренаж нарезает на куски засеянное поле, мешает механизированной
обработке почвы. Поэтому все чаще стали применять так
называемый закрытый дренаж.
Его
устраивают так. Отрывают траншеи и укладывают в них
одну за другой короткие дренажные трубы длиной до 30
см (например, керамические) и засыпают их землей. Работа
не из легких, особенно если учесть, что протяженность
дренажной сети на крупных объектах мелиорации может
достигать десятков, а то и сотен километров.
Понятно, что старый способ строительства дренажа никого
устроить не мог. За разработку машин дреноукладчиков,
которые могли бы делать все операции сразу, взялись
ученые и инженеры.
Вскоре
специалисты смонтировали новую машину. Это был трактор
с прицепами, который напоминал поезд с паровозом и вагонами.
Первый «вагон» — землеройный, выкапывал траншею. Он,
как и речная землечерпалка, представлял собой многоковшовый
экскаватор и был оборудован непрерывно движущимися ковшами,
которые зачерпывали грунт, сбрасывали его на транспортерную
ленту, а та откидывала в сторону.
Следующий
вагон — дреноукладчик. По наклонным салазкам скользили
вниз дренажные трубки и самостоятельно, одна за другой,
укладывались в траншею. Третий вагон был похож на тендер
у паровоза. Только вместо угля в его бункере находился
песок, и он работал, как самосвал.
Песок
из бункера «стекал» в траншею и засыпал дренажные трубы
— фильтрующая обсыпка была готова. Теперь оставалось
только завалить бульдозером вынутый из траншей грунт
обратно, и дренаж мог начать свою работу по приему отслужившей
в почве на полях промывной или оросительной воды.
|